Мои статьи [44] |
Статьи других авторов [53] |
Фотоподборки [14] |
Ucoz.ru [4] |
Photoshop [43] |
Софт [13] |
HTML [1] |
Байки из жизни [4] |
Главная » Статьи » Статьи других авторов |
На одном из стендов музея истории Харьковского политехнического института помещено фото морского офицера с красивым мужественным лицом, а рядом - копию письма адъюнкт-профессора Г. Проскуры (впоследствии известного ученого, академика) в редакцию авиационного журнала «тяжелее воздуха», издававшегося в Харькове 1911 г. В письме говорится, что при Харьковском технологическом институте открыто аэросекцию, которой присвоено имя капитана Мациевича, выпускника института 1901 г., и что секция пытается издать сборник, посвященный его памяти. Современные электронные сигареты не нуждаются в рекламе. Если вы хотите чувствовать прежнюю уверенность в себе, не отравляя жизнь окружающим и без вреда для своего здоровья, то продажа электронных сигарет на сайте eco-life.net.uaпоможет вам сделать правильный выбор высокотехнологичного подарка для себя или курящего любимого человека. Какое же отношение имел этот моряк в авиации, чем прославил свое имя? Талантливый корабельный инженер, автор многих проектов кораблей, подводных лодок, противоминных заслонов и т.п., Лев Мациевич был одновременно выдающимся теоретиком и практиком военно-воздушного флота, только что рождался, первым из отечественных летчиков, отдавших свою жизнь, подчиняя «пятый океан ». Родина его - село Александровка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне Кировоград). На девятом году жизни поступил в 3-й Киевской гимназии (на Подоле), где обнаружил склонность к математике, физике, химии, а также научной литературы, что не помешало ему хорошо ознакомиться с литературной классикой и полюбить ее. Отличные успехи в изучении чужих языков помогли впоследствии в зарубежных командировках. После окончания гимназии Лев в 1895 г. поступает на механическое отделение Харьковского технологического института. Учился он хорошо, преподаватели отмечали его способности, склонность к серьезной научной работе, небудничные работоспособность. Но студенческие годы Льва Мациевича проходили беспокойно. В это время под влиянием революционного движения в обществе начались выступления харьковских студентов, у которых, как свидетельствуют архивные документы, активное участие принимал и Мациевич. За это весной 1901 г. он был исключен из института и выслан из Харькова в Севастополь под надзор полиции. Главной причиной этого стала принадлежность Льва Мациевича к Революционной Украинской партии (РУП), одним из основателей которой под руководством Николая Махновского он был. Лишь через несколько месяцев ходатайств ему было разрешено сдать выпускные экзамены, а на начале 1902 г. отправлено диплом по квалификации инженера-технолога. В Севастополе Мациевич увлекается военным: судостроением, работает на сооружении крейсера «Очаков» и других кораблей. Глубокие теоретические знания позволили быстро овладеть дело. Он блестяще защищает в Кронштадте свой проект бронированного крейсера и становится военным корабельным инженером. Но и в Крыму царская тайная полиция не оставила Мациевича вне своего внимания. В 1904 г. начальник Таврического жандармского управления дважды сообщает, что он находится; под ее тайным надзором «ввиду агентурных указаний на то, что он усиленною агитировал среды рабочих Севастопольского порта». Вместе со своим институтский друг А. Коваленко Мациевич создает в Народном дому Севастополя самодеятельный рабочий театр с украинским репертуаром, организовывает вечера памяти Тараса Шевченко. Они поддерживают связи со знаменитым лейтенантом П. Шмидтом и его «Союзом офицеров - друзей народа». Л. М. Мациевич всегда интересовался культурной жизнью Украины. Среди его друзей и знакомых - Михаил Коцюбинский, Николай Вороной, Александр Олесь, Григорий Коваленко-Коломакский, Борис Лазаревский, Константин Арабажин, Людмила Василевская (Днепровская Чайка), Христина Алчевская и другие, а также товарищи из РУП, видные общественно-политические деятели Николай Михновский, Симон Петлюра. И все же больше времени Мациевич отдавал науке, В 1906 г. он по первому разряду заканчивает Морскую академию в Петербурге, в следующем году - специальный курс УОПП (учебного отряда подводного плавания) в Либаве. Еще слушателем академии начинает проектировать подводные лодки, активно участвует в создании российского подводного флота. Л. Мациевич был автором 14 проектов подводных лодок (некоторые идеи, заложенные в них, опередили свое время) одним из руководителей строительства крейсера «Очаков» и броненосца «Иоанн Златоуст». 1904 г. он разработал проект бона Севастопольского порта, в 1905 г. - два проекта противоминных заслон, в 1908 г. - проект защиты боевых кораблей от атак торпедами. Большинство этих проектов была отмечена премиями. Первые успехи авиации не могли пройти мимо внимания Льва Мациевича. Он задумывается над проблемой использования новой техники для нужд военно-морского флота. Мациевич в 1909 г. создает один из первых проектов гидроплана, первым в мире предложил проекты корабля-авианосца на 25 самолетов, их вылета с палубы с помощью катапульты и торможения сетками при приземлении. Эти идеи, а также энтузиазм талантливого инженера были отмечены. Когда в феврале 1910 г. под председательством Великого князя Александра Михайловича создавался Отдел воздушного флота, Мациевича пригласили в его состав и в марте отправили во Францию (которая была тогда лидером в области авиации) во главе комиссии для закупки первых одиннадцати аэропланов и подготовки для будущей авиашколы первой группе офицеров, инструкторов и мотористов из «нижних чинов». За границей Мациевич в совершенстве изучил конструкцию почти всех самолетов, организацию их производства, систему обучения летчиков. В сентябре 1910 г. группа пионеров российской военной авиации вернулась в Петербург и приняла участие в Первом Всероссийском празднике воздухоплавания. Левко Мациевич показал высокое мастерство, завоевал несколько призов. Немало известных людей доверили ему свою жизнь и поднялись в воздух как пассажиры, среди них - народоволец Н. Морозов и глава Кабинета министров П. Столыпин. Во время праздника Л. Мациевич узнал, что ему для проведения научных исследований выделено миноносец и значительную сумму денег. В эти дни он подписал проект Своей книги «Воздухоплавание в морской войне». Однако осуществить свои намерения Мациевич Не успел. 7 октября 1910 во время полета на высоте около 500 метров его Фарман-4 внезапно развалился в воздухе. Парашютов тогда не было... «Погиб наш лучший авиатор», - писала пресса: «Он был самой судьбой предназначен в руководители авиационного дела в России ...» Действительно, среди авиаторов в российской империи Мациевич был единственным, кто имел серьезное инженерное образование, подтвержденное тремя дипломами. Он внес значительный вклад в развитие воздушного флота, в теорию использования авиации военно-морскими силами. Его хоронил весь Петербург. За гробом шло более 100 тысяч человек. Среди 350-ти венков был и венок от Украинской Громады, в которой покойный был товарищем председателя правления. Заказанный он был по инициативе старого друга Льва - Симона Петлюры, который же и выступил 31 Октября в Общине на вечере памяти Л. Мациевича с докладом о его жизненном и общественный путь. Похоронили А. Мациевича на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. На его могиле на средства, собранные всенародными пожертвованиями, были установлены величественный памятник в виде восьми метровой колонны из полированного красного финляндского гранита (автор Фомин, по чьему проекту построен дом Совета Министров Украины в Киеве), на месте гибели героя возложена гранитную мемориальную плиту . Недалеко от нее находится площадь им. капитана Мациевича. На главном аудиторном корпусе Харьковского политехнического института (бывший ХТИ) установлена мемориальная доска. 1 октября 1910 Александр Олесь напечатал в газете «Рада» свой некролог Л. Мациевичу. Там есть такие строки: «... Он был наш по духу и по крови. Украинское гражданство должно почтить его самостоятельно и независимо от других. В Петербурге уже собирают жертвы на памятник Мациевичу. Эта утешительная весть может нас только порадовать, но не успокоить. Мы должны сами с чувством глубокого недоумения и гордости почтить память Мациевича и в самом сердце Украины, в Киеве, поставить ему по крайней мере бюст. Лев Макарович был наш, украинский, наш союзник и навеки останется украшением и честью прежде нашей забытой нации ». Предложение актуально и поныне: именно в Киеве начинал Лев Мациевич свой путь в Науку. | |
Просмотров: 1065
| Теги: |
html-cсылка на публикацию | |
BB-cсылка на публикацию | |
Прямая ссылка на публикацию |
Самые популярные записи на сайте:
Всего комментариев: 0 | |