Понедельник, 30.01.2023, 10:15
«  Июнь 2015  »
15161718192021

Главная » 2015 » Июнь » 4 » Тритий, пейнит, родий и другие самые дорогие вещества на Земле
Тритий, пейнит, родий и другие самые дорогие вещества на Земле

2991736_peinit (700x386, 53Kb)

Все знают, что бриллианты – дорогие создания природы, и их любят женщины. Многим известно, что платина дороже золота. А как же пейнит, тааффеит, которые в миллион раз реже алмаза, как быть с тритием? Мы решили составить список самых дорогих веществ, как природных, так и синтетических.

Родий

45 долларов за грамм

Родий – один из редчайших металлов Земли, платиновой группы. В минералах в природе не встречается, только в виде простого соединения в никелевых и платиновых рудах. В России есть уникальная руда, обнаруженная у Невьянска, — невьянскит – в ней самое большое содержание родия – до 11 процентов и более. Цена родия сильно зависит от состояния автомобильной промышленности – именно там он больше всего используется в каталитических фильтрах – нейтрализаторах выхлопа, поэтому сейчас она сравнительно низкая. Пиковые значения достигали 200 долларов за грамм. Родий также используется для изготовления зеркал для мощных лазеров, решеток для спектрометров и в других уникальных и редких процессах и производствах.

Платина

48 долларов за грамм

Этот металл в Европу завезли конкистадоры, и в названии его есть корень слова «серебро» (plata). Инкам он был известен сотни лет до того. Металл очень редкий, и даже в самом чистом виде он всегда добывается с 20-30% примесей. Интересно, что в начале платина была много дешевле золота, и использовалась для ювелирных подделок в качестве сплава с золотом. А сейчас она, благодаря высокой плотности и уникальным химическим свойствам очень востребована в высокотехнологическом производстве как катализатор, как соединение в препаратах от рака, как лабораторный металл и т.п., поэтому его цена неизменно высока. Кстати, 90% платины добывают пять стран мира: Россия, США, Китай, ЮАР и Зимбабве.

Плутоний

4 000 долларов за грамм

Плутоний – главный радиоактивный металл, использующийся в ядерной промышленности: военной, космической, энергетике. При помощи плутония синтезируют уже последующие более активные радионуклиды. Большая часть промышленного плутония синтезируется. Этот металл назван в 1940 году в честь планеты Плутон, которая была открыта за 10 лет до того. Логика Гленна Сиборга – одного из открывателей плутония, была такой, что 92-ым элементом химической таблицы является уран, 93-ий был назван нептунием, так что 94-ый пусть будет назван в честь третьей от Урана планеты – Плутона.

Тааффеит

От 2500 до 20 000 за грамм, в зависимости от качества камня

Геммолог с австрийско-ирландскими корнями, граф Ричард Тааффе в ноябре 1945 года обнаружил необычный камень в обследуемой партии ограненных камней. Он отправил его в лабораторию в Лондон, и так был открыт новый минерал – промежуточный между шпинелью и хризобериллом. Первые находки все были огненными, а в природе камень нашли позже в Шри-Ланке и Китае. Этот камень в миллион раз реже алмаза и используется только как драгоценность.

Тритий

30 000 долларов за грамм

Это сверхтяжелый радиоактивный изотоп водорода. В природе он появляется в верхних слоях атмосферы, когда ядра атомов попадают под воздействие космического излучения. В России тритий производится на заводе ПО «Маяк». Тритий используют в целях атомной энергетики и военного атома, но не только. Особенно востребован он в США. Там делают с использованием трития самосветящиеся знаки «Выход» в кинотеатрах и других общественных зданиях. Таких штук там более двух миллионов.

Алмаз

Чистой воды алмаз размером в карат может стоить, если считать за грамм, 65 000 долларов

Эта кубическая аллотропная форма углерода, название которой переводится с греческого как «несокрушимый», имеет высочайшую среди минералов плотность, и поэтому используется в огромном количестве промышленных процессов. Об использовании алмаза в качестве украшения говорить излишне.

Пейнит

300 000 долларов за грамм

Редчайший в мире минерал, занесенный за это в книгу рекордов Гиннеса и нигде по той же причине не использующийся. Все известные найденные кристаллы, а их не более 30, находятся в частных коллекциях, а также в Британском музее естествознания, Калифорнийском институте технологии и Научно-исследовательской лаборатории драгоценного камня в Люцерне. Недавно в Мяьнме нашли еще пейнит, но уже не чистый. Есть надежды, что в том месторождении окажутся и другие кристаллы.

Калифорний 252

27 000 000 долларов за грамм

Этот радиоактивный летучий химический элемент получили в Калифорнийском университете, поэтому так и назвали. Его используют при лучевой терапии опухолей. А еще для разных сложных химических задач, вроде нейтронно-активационного анализа, при помощи которого определяют концентрацию элементов в образце.

Антивещество

100 триллионов долларов за грамм

Оно еще толком и не получено, но специалисты уже посчитали его цену. Физики открыли существование антивещества, но не поймут, почему его нигде нет. Отсутствие антивещества в природе – одна из философских проблем физики. Ученые говорят, что при взаимодействии килограмма вещества и килограмма антивещества высвободится примерно столько же энергии, сколько при взрыве 26,5-тонной, самой большой из испытанных на планете, ядерной бомбы, и тогда могут быть решены сверхзадачи физики, которые сейчас исследуются лишь в теории из-за недостатка энергии. Сейчас антивещество производят лишь в первичных опытах. Производство миллиграмма позитронов в НАСА в 2006 году стоило 25 млн долларов США.