Пятница, 19.04.2024, 09:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Новости
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Январь » 31 » Как торговать человеческими почками, рассказали Нобелевские лауреаты
17:11
Как торговать человеческими почками, рассказали Нобелевские лауреаты

За достижения в экономике Нобелевскую премию вручили Элвину Роту из Гарвардского университета и Ллойду Шепли из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). Профессор Российской экономической школы Андрей Бремзен объясняет, в чем их заслуги.

Нынешние лауреаты Нобелевской премии занимаются исследованиями в области двусторонних рынков (two-sided markets). Чем эти рынки отличаются, скажем, от рынка картошки? Когда вы приходите за картошкой и взвешиваете нужное вам количество килограммов, то картошка не выбирает, кому она достанется. В ситуации с двусторонними рынками нужно, чтобы обе стороны проявили желание друг с другом взаимодействовать. Так, когда работник устраивается на работу, не только он должен захотеть работать в компании, но и работодатель тоже должен захотеть его нанять. Помимо работодателей, в похожие взаимоотношения вступают абитуриенты и учебные заведения. Я, может быть, хочу поступить в Гарвард, а он, возможно, и не думает видеть меня среди своих студентов. Ясно, что все не могут поступить в Гарвард, Гарвард не резиновый, всех не вместит. Нет надежды, что каждый получит то, что он любит больше всего. Но если у меня есть список из предпочитаемых вузов: МГУ, «Вышка», РГГУ и т. д., то, двигаясь сверху вниз, рано или поздно я найду такой вуз, для которого я тоже буду приемлем.

Распределение абитуриентов по университетам или работников по фирмам может происходить разными способами. Некоторые из этих способов оптимальнее других. Возникает ключевое для всей этой теории понятие стабильности. Стабильность — это ситуация, в которой представители двух разных сторон не могут уклониться от взаимодействия, так как каждый из них предпочтительнее для другого, чем любой из тех, с кем он мог бы оказаться в паре. Возникает вопрос: всегда ли существует такой стабильный результат?

Прорывная работа Дэвида Гейла (David Gale, умер в 2008 году) и нобелевского лауреата 2012 года Ллойда Шепли на эту тему — статья «Прием в вузы и стабильность брака» (College Admissions and the Stability of Marriage) — была опубликована в 1962 году, 50 лет назад. Допустим, у каждого из мужчин есть свои предпочтения: «Такую-то женщину я хотел бы видеть в качестве своей супруги, а если не получится, то эту…» И наоборот, у женщин есть предпочтения среди мужчин. Дальше они «выходят на рынок» и заключают брачные союзы. Удастся ли добиться стабильности? Можно ли гарантировать, что найдется такой набор семейных пар, когда никто ни от кого не захочет сбежать? Гейл и Шепли в своей статье показали, что всегда существует стабильное решение, и придумали так называемый алгоритм Гейла — Шепли, который генерирует стабильный результат.

Алгоритм, предложенный Шепли и Гейлом, оставался лишь теорией и 15 лет «пролежал на полке». Затем в игру вступил Элвин Рот (Alvin Roth). В начале 1980-х годов он изучал действующий рынок распределения выпускников медицинских вузов по ординатурам в США и Великобритании и с удивлением выяснил, что там применялся похожий алгоритм, приводящий к стабильным результатам. Оказалось, что доктора независимо от математиков пришли примерно к тем же решениям, варьировавшимся в зависимости от региона. Некоторые из них приводили к стабильным результатам, а некоторые — нет. Эмпирическим путем Элвин Рот выяснил, что алгоритмы, выдававшие стабильные результаты, оставались в ходу надолго, а нестабильные переставали использоваться через некоторое время.

Это свойство стабильности, когда члены пары не хотят друг от друга сбежать, — важное эмпирическое свойство, потому что если оно не выполнено, то у студентов и университетов, аспирантур, ординатур теряется стимул использовать этот алгоритм. Ведь его использование — дело добровольное. И если выясняется, что алгоритм регулярно производит нестабильные результаты, то у участников рынка появляются стимулы договариваться друг с другом вне алгоритма — тогда алгоритм прекращает функционировать. Это был первый опыт изучения дизайна рынка.

В определении Нобелевского комитета сказано, что премию дали за дизайн рынка, осуществленный в том числе на практике. В отличие от Шепли, который занимался чистой теорией, Элвин Рот выступает в роли «инженера». Он не только доказывает теоремы, но и выходит в эмпирическое поле и сам строит, правда, не мосты, а рынки, которых раньше не было. Среди его последних успехов — создание системы соответствий (matching) между школьниками и государственными школами в Нью-Йорке.

Еще один двусторонний рынок, где идеи Шепли и Рота используются на благо общества, — обмен донорскими органами. В марте 2012 года я выступал в Политехническом музее с лекцией «Как торговать человеческими почками?». На этом рынке речь не идет о торговле почками за деньги, а лишь о ситуациях, когда кто-то хотел бы пожертвовать свою почку близкому человеку, но она ему не подходит. Другой человек тоже хотел бы пожертвовать почку своему близкому человеку, и она тоже не подходит. При этом есть надежда, что они подойдут крест-накрест. Ситуацию, когда две пары жертвуют почки таким образом, придумали относительно давно. В начале 2000-х годов прошла первая операция с тремя донорами-реципиентами. А дальше для дизайнера рынка нет никаких препятствий к тому, чтобы придумать любое количество таких сочетаний. Это чем-то напоминает обмен квартир при советской власти, когда их не продавали за деньги, а строили длинные цепочки по обмену. У всех было понимание, сколько та или иная квартира «стоит», на что ее можно было обменять.

Элвин Рот работал над созданием системы по обмену почками в Новой Англии (New England Program for Kidney Exchange: nepke.org). Если моя почка не подходит тому, кому я хочу ее пожертвовать, то данные вводятся в компьютер, который выбирает, какие могут быть эффективные цепочки. Сейчас в США идет работа над тем, чтобы создать единый регистр, федеральную систему на территории всей страны, а пока такие программы действуют лишь в отдельных регионах. К сожалению, в России подобных программ по обмену органами нет и, насколько мне известно, даже не планируется. Во время лекции в Политехническом музее я воззвал к присутствующим: «Если среди вас есть представители медицинского сообщества, трансплантологи, я готов рассказать, как создать такую систему, как может быть организован алгоритм взаимообмена». Но никто не позвонил и не написал. Есть надежда, что сейчас, после Нобелевской премии, интерес к созданию системы обмена все-таки появится. Был бы очень рад этому всячески содействовать.

Журнал «Наука в фокусе»


Похожие записи:

Категория: Познавательное | Просмотров: 663 | Добавил: Админ | Теги: Нобелевская пермия, премии, почки, торговля

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

Самые популярные записи на сайте:

Катя Самбука - Сказка (видеоклип и слова...
Пьяный Медведев (фото и видео)
Корректная работа паролей NOD32
События в Урумчи, Китай (36 фото)
Лучшие музыкальные сайты Рунета
Дресс-код от Газпрома (17 страниц прилож...
Обнаженная Катя Гусева в майском номере ...
Очень красивые виды природы со всего мир...
Гермиона топлесс (фото)
Фантастические картины Mahir Ates (24 фо...
Топ-100 главных книг в мире по версии Ne...
Отличные фотографии дня ВДВ в 2008 и 200...
Проиграла пари - раздевайся (7 фото ню)
Вырезаем снежинки из бумаги (инструкция)
Эрнестина Шепард, 75-летний тренер по фи...
Подарок папе своими руками (фото)
13 самых страшных компьютерных игр
Классное платье от Джоди Марш (9 фото)
Сиськи Милы Йовович (12 фото)
Супергибкость. Резиновые женщины (53 фот...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]